БАБУШКИНЫ РАССКАЗЫ

Ольга Беляк (“Винегрет”)

Казалось, о бабушках уже должно быть рассказано все - об их умении печь пироги, рассказывать сказки внукам. Только бабушки могут несколькими словами прекратить начинающийся скандал или семейную ссору, ограждая членов семьи друг от друга своей любовью и лаской, не давая разгореться взаимной ненависти или неприязни.

И только бабушки, как это ни странно, могут поступать с точностью до наоборот. Наша история именно об этом. Особенно сегодня, в такое тяжелое для всех нас время, грустно осознавать, что человеческий эгоизм и личные амбиции становятся выше родственных уз и семейных взаимоотношений.

***

Бабушка Валя очень любила своего единственного внука Сережу. Любила, как любят последнее, что остается человеку на старости лет - беззаветно и нежно, все прощая и ни на что не жалуясь. С дочкой Наташей отношения многие годы не складывались так, как бы ей хотелось - Валентина поначалу была против ее замужества, но когда появился долгожданный Сереженька, все было забыто. Валя без устали возилась с маленьким внучком, пеленала, гуляла с ним, читала ему сказки. Когда он подрос, водила на рисование и английский, искренне радуясь, что ребенок растет талантливым и все схватывает на лету.

Сережа очень любил ходить в гости к бабушке. Кому же, как не бабушке, можно поплакаться на домашние неурядицы без страха быть непонятым или осужденным? Бабушка всегда рада видеть и никогда не скажет:”Не мешай, я занята.” Так и рос Сережа, зная, что серьезной опорой в жизни для него является только бабушка. Да она и сама ему всегда так говорила.

Валентина всегда внимательно выслушивала Сережины жалобы и обиды, поворачивая разговор так, что Сережа оказывался всегда прав, что бы ни случилось. Разбитое окно в парадном, за которое папа наказал - неправильно подали мяч Сереже друзья во дворе; виноват папа - не разобрался, а уже наказывает. Нагрубил учительнице, и она поставила двойку по поведению? Ну что ж, запись в дневнике пережить можно, а провоцировать ребенка на грубость просто непедагогично.

Наверно, многие узнают нечто знакомое в таком подходе к воспитанию. И все бы ничего - вырос бы еще один эгоист, каких много. Однако бабушка Валя не довольствовалась одним выгораживанием внука по любому поводу. Исподволь она искала плохое в жизни семьи, просила мальчика пересказывать семейные сцены и мелкие неурядицы, постепенно подводя его к “дружбе против родителей”. Так внук и бабушка стали союзниками против самых близких родственников, заключив негласный договор о сотрудничестве.

Теперь, чуть дома что-то происходило не так, как хотелось бы Сереже - он собирался и шел к бабушке. Муж Алексей говорил Наташе, предчувствуя неладное:”Это все твоя мама, она настраивает его против нас”. Наташа и слышать не хотела:”Мама мне всегда помогала, в отличие от твоих родителей”. И затухавшая было ссора разгоралась с новой силой.

А Сережа бежал что есть силы на соседнюю улицу. К бабушке. Они подолгу смаковали неприятные подробности скандалов, которые со временем участились.

К началу нашей истории Сереже исполнилось пятнадцать лет. Он готовился закончить школу в следующем году, хорошо учился и собирался поступать в Институт иностранных языков на романо-германский факультет.

В семье к тому времени ссоры стали чем-то обыденным, вроде утреннего кофе. Положение усложнилось еще и тем, что Сережин отец потерял свою работу в инофирме и теперь получал лишь пособие, тщетно пытаясь найти новое место и приспособиться психологически к изменившимся условиям.

Сереже, почти начисто лишенному чувства сострадания, были непонятны терзания отца и упреки матери в его сторону. Он привык чувствовать себя жертвой обстоятельств, и оттого видеть кого-то в этой роли ему было неприятно и непривычно.

Алексей приходил теперь домой поздно вечером, усталый и осунувшийся после напрасной беготни по городу в поисках работы. Сил ругаться у него уже не было, и потому Наташины придирки он сносил со стоическим спокойствием, молча выслушивал, кивал и допоздна курил на кухне в одиночестве.

Сережа был поглощен собственными проблемами - поступлением, грядущими экзаменами - и потому родительскими особо себя не утруждал. Тем более, что бабушка Валя научила его ни во что не вмешиваться первым.

***

Как-то отец пришел домой слегка навеселе. Матери еще не было, а Сережа сидел в своей комнате и учил английский по программе для поступающих в вузы. Алексей зашел к нему и некоторое время наблюдал, как Сережа старательно выписывает в тетрадь упражнение.

“Сынок, нам надо поговорить”,- сказал он.

“Папа, я очень занят”,- ответил сын, не отрывая глаз от учебника.

“Сережа, это очень важно! Брось ты свои занятия, успеешь еще!” - вышел из себя отец и попытался развернуть Сережу к себе.

Сережа вскочил.

“Ах ты пьяная свинья!”- закричал он, шаря по столу. Под руку попалось

тяжелая хрустальная пепельница. Сережа, не задумываясь, опустил ее с размаху на голову отца. Алексей рухнул без сознания на ковер, нелепо всплеснув руками.

Сергей оттащил его и посадил в кресло в большой комнате, а сам занялся английским.

Так их и увидела Наташа, пришедшая с работы.

“Что с отцом, Сережа?” - спросила мама, зайдя в квартиру.

“Напился и спит”,- безразличным тоном ответил Сережа.

Наташа пощупала пульс.

“Да он же не дышит!”

***

Из заключения патологоанатомической экспертизы:

“Смерть наступила вследствие удара тупым предметом в височную часть головы, что вызвало мгновенное кровоизлияние в мозг и остановку сердца.”

***

Я не буду задерживаться на событиях, последовавших за непреднамеренным убийством. Скажу только, что бабушка Валя навещать внука в тюрьме отказалась. Видимо, она до сих пор не подозревает, кто же является истинным убийцей зятя Алексея. Ему было всего сорок два года.