ЧУМА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Под угрозой эпидемии

Ольга Беляк (для газеты "Винегрет")

Большинство наших современников представляет чуму как пережиток далекого прошлого. Узкий круг специалистов-чумологов осведомлен об эпидемиях, возникавших в СССР. Сведения о чуме до недавнего времени были тайной за семью печатями. И только сегодня врачи получили возможность рассказать всю правду об этой страшной болезни.
Медицинская справка. Существуют две клинические разновидности чумы - бубонная и легочная. Первую можно заполучить от укуса блохи. Вторая представляет собой осложнение бубонной и передается как грипп, вызывая стопроцентную смертность. Если в первые два дня поставить верный диагноз заболевшему бубонной чумой, то еще есть надежда на благополучный исход. Если это случится чуть позже, пациент умрет от интоксикации - токсичные микробы при введении сильнодействующих антибиотиков погибают, выделяя токсины в организм больного. Легочная чума приводит к смертельному исходу уже на второй день. И умирают люди в основном от неумения местных врачей правильно диагностировать чуму - ее принимают за грипп, менингит, пневмонию.
До ХХ съезда КПСС сведения об истинных масштабах инфекционных заболеваний нигде не сообщались и не проникали в научную печать. Тоталитарное государство тщательно следило за респектабельностью имиджа. После 1956 года материалы о зараженности грызунов и блох разрешили публиковать под грифом "для служебного пользования". Минздрав сообщал в ВОЗ, что случаев заболевания у людей нет. Создавалось обманчивое впечатление, что чума ликвидирована.
Пока государство фальсифицировало данные, медики боролись с эпидемиями чумы.
1939г.-Москва
1945г.-Средняя Азия
1946г.-Туркмения
1947-48гг.- Астраханская обл.
1949г.- Туркмения
1953,1955,1958гг.- Средняя Азия
1970г.- Приэльбрусье
1972г.- Калмыкия
1975г.-Дагестан
1979г.-Калмыкия
1980г.- Прикаспийская зона
1981г.- Узбекистан, Казахстан
С 1920 по 1989 год чумой заболели 3639 человек, умерли 2060. Однако с середины 40-х годов,когда людей начали лечить противочумной сывороткой, сульфидином и синькой, смертность исчислялась десятками, с конца 50-х, когда начали использовать стрептомицин - единицами.
Надо отметить, что жертв было бы неизмеримо больше, если бы не постоянно секретившаяся деятельность сотрудников противочумной службы. Чумологи не имели права рассказывать о своей работе ближайшим родственникам; за нарушение подписки о неразглашении запросто увольняли по статье.
Из воспоминаний Л. А.Мельникова (Саратов, ин-т "Микроб")
"Мы ехали по совершенно пустым улицам среди домиков с наглухо закртыми ставнями и запертыми дверьми. Административные учреждения, магазины, почта,милиция были закрыты. Чума фактически парализовала жизнь города. Из-за боязни заразиться никто не покидал своего дома.
Нагруженные инструментами, канистрами с дезраствором и прочим снаряжением, мы медленно брели по раскаленной почве к пораженному заразой аулу. Наша одежда состояла из комбинезона, двух халатов, надетых друг на друга, белой косынки, марлевой шапочки, толстого ватно-марлевого респиратора, очков-консервов, похожих на мотоциклетные, резиновых сапог, клеенчатого фартука и двух пар резиновых перчаток. В этом одеянии мы были похожи на космонавтов, неуклюже передвигающихся по поверхности Луны.
Мы заглянули внутрь юрты. Перед глазами предстала страшная картина. Трупы мужчин и женщин в беспорядке лежали на кошмах и земляном полу. Чума обезобразила их лица, а кожа казалась черной. Запах тления проникал даже через толстый слой респиратора. Мы сделали поверхностный осмотр и описание погибших. Затем вытащили трупы наружу и произвели вскрытие...
Увиденное потрясло меня... казалось, вся ткань умершего состояла из чумных бацилл.
Несчастные, испуганные родственники и соседи умерших от чумы в панике разбегались подальше от очага заболевания. Они знали, что их будут искать, и потому прибегали к любой хитрости, чтобы избежать помещения в карантин. Поиски и выявление контактных иногда напоминали детективные истории с погонями и захватом."
Описанные события происходили в 1949 году, но с тех пор чума не стала краше.

***

Информация о чуме поступала часто по линии госбезопасности. КГБ осуществлял также поиск контактеров по всей стране. Особенно были обеспокоены компетентные органы, когда чума появилась в Москве. Случилось это в декабре 1939 года. Сотрудник саратовского института "Микроб", заразившийся при испытании новой противочумной вакцины, приехал в столицу для доклада в Наркомздраве, не зная о своем заболевании. Поселился он в гостинице "Метрополь". Почувствовал себя скверно на второй день, а через три дня он сам, бривший его парикмахер и два медика, лечившие больного в инфекционном отделении на Соколиной горе, скончались. Известие о чуме быстро дошло до ЦК. Был развернут чумной госпиталь, одновременно проводили дезинфекцию гостиницы и кабинетов Наркомздрава. Власти опасались, что о чуме станет известно иностранцам, и потому вся работа осуществлялась под бдительным контролем НКВД по ночам.

***

После развала СССР начала разваливаться и противочумная система. В бывших союзных республиках из-за нехватки денег и отсутствия транспорта эпиднадзор уже не может осуществляться в прежнем объеме. Это значит, что в любой момент люди, находящиеся на территории природных очагов, могут стать жертвами стремительно распространяющейся эпидемии легочной чумы. Не имея денег на выплату зарплаты, сотрудников стали отправлять в бессрочные отпуска. Старшее поколение уходит на пенсию, молодежь в противочумную систему практически не идет.

Контроль за чумой, холерой и прочими эпидемическими заболеваниями утрачивается не по дням, а по часам.Прививки против чумы делают строго по показаниям лишь тем, кто работает в опасных зонах. Вакцина не спасает от заражения, а только облегчает течение болезни. Подхватить чуму всей стране - раз плюнуть! При общем состоянии отечественного здравоохранения можно предсказать, что месть чумы будет жестокой. И потому вполне вероятно, что в 2000 году мы будем постепенно вымирать. Как мамонты.