О ТОМ, КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ДОВЕРИЯ

Письма, приходящие во многие редакции, свидетельствуют о крайних проявлениях бедности.

Даже если массовой нищеты пока нет, то просто бедных, обедневших по сравнению со своей прежней жизнью людей очень и очень много. Хлеб и сахар они пока еще купить могут, но подписаться на журнал или поменять интерьер в квартире для них уже целое дело. По-моему, имеет смысл представить себе, как "обновление гуманитарного образования" может повлиять на жизнь детей из таких семей. Я имею в виду уход от таких социальных проблем, как замалчивание темы социальной несправедливости и фиксированное внимание на благе личной свободы. Как сможет ребенок жить в двух измерениях, когда мнение и слова учителя будут идти вразрез с объективной реальностью?

Обратимся для начала к пока еще недалекому прошлому. Безусловно, жизнь у них была несладкой, и им тоже хотелось вкусно поесть, модно одеться, поехать отдохнуть на Черное море; они завидовали тем, у кого уже все это было. Однако давайте вспомним, какой образ мира формировали у этих детей учебники по гуманитарным предметам.

Защита слабых, взаимопомощь и осуждение равнодушия; народ в качестве монолитной силы, которая кормит и ограждает от возможных зол; армия, которая не даст в обиду своих сограждан и, в особенности, детей. Неважно, сколько было в этом правды, а сколько ложного пафоса. Важно другое: у детей возникало чувство, что общество не даст им пропасть. Иными словами, у ребенка было множество психологических опор.

На что может опереться ребенок в новой реальности, которая расставила акценты в основном на личной свободе? Если ребенок из бедной семьи - исключительно на самого себя. Это значит, что опора у него одна, и притом внутренняя. Но ведь реальное желание попробовать свои силы и опереться на них возникает у людей в более зрелом возрасте. Даже для подростков это демонстрация. Окажись они полностью предоставлены сами себе (без поддержки взрослых) угроза психического срыва неизбежна.

Ребенку же для того, чтобы опереться на свои силы, нужно их подкопить - их слишком мало для серьезного старта. Если же весь психологический ресурс будет уходить на самосохранение, что же останется на развитие?

В душе такого ребенка слишком рано поселится чувство заброшенности, растерянности, обиды и страха. Потом (очень скоро) придут озлобленность, агрессия и цинизм. А ведь это тоже своеобразное накопление ресурса - только ресурса отрицательного, ведущего к психическим искажениям.

Вот свежие статистические данные: среди детей, просящих милостыню (т.е. рассчитывающих на свои собственные силы) только 6% может быть признано психически нормальными. 70 80 % школьников страдают теми или иными

психическими расстройствами, наблюдается выраженная тенденция роста психозов, неврозов и других подобных заболеваний.

Учитель в существующей ситуации мог бы сыграть свою амортизирующую и стабилизирующую роль. Но для этого нужно оставаться интеллигентом, то есть восставать против несправедливости. И тогда одна, но очень важная опора появится у ребенка из бедной семьи.

Если же разговор о бедности, о социальном неравенстве и - главное - возмущение этим неравенством будет замалчиваться и табуироваться (благо тема секса у нас растабуирована и "свято место" пустует ), то у ребенка появится дополнительный и очень сильный источник невротизации.

Расчет на то, что у нас будет как на Западе - ребенок из бедной семьи будет активнее пробивать себе путь наверх, уразумев с младых ногтей, что бедность - его "проблемы" - по меньшей мере неоправдан. Конкурентность не есть доминирующая черта национального характера. Для многих детей работа в соревновательном режиме просто губительна при состоянии их психики в данный момент.

Не надо строить иллюзии: большинство детей из числа малообеспеченных будут психологически неспособны на длительный упорный труд в сочетании с предприимчивостью и гибкостью. Социологи, изучающие проблемы молодежи, уже отмечают огромный разрыв между реальными возможностями молодых людей и уровнем их притязаний. Нужно отдать должное и отечественной рекламе, формирующей общественное мнение не просто для среднеобеспеченных людей, а с "бандитским шиком" (по меткому выражению О. Мандельштама).

Теперь на основании вышеизложенного давайте попробуем представить себе реальную судьбу множества сегодняшних малообеспеченных семей. Самые слабые постараются уйти от реальности в алкоголизм, наркоманию, бродяжничество. С соответствующим моральным кодексом, а также с качеством труда и потомства.

Более шустрые будут всеми способами бороться за "место под солнцем", но опять-таки не особенно честным трудом и пуританским образом жизни. Весьма реально также и то, что традиционно называется кривой дорожкой - уход в криминальный мир. Вернемся к статистическим данным: с 1987 года уровень преступности увеличился более чем в 2 раза, убийства выросли в 4, а грабежи и разбои - более чем в 6 раз. При этом уход от социальных проблем в школьном образовании значительно усугубит общую картину.

Связь между всеми составляющими этой схемы самая непосредственная. УЧИТЕЛЬ, ОТГОРАЖИВАЮЩИЙСЯ ОТ БОРЬБЫ С НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ, АВТОМАТИЧЕСКИ ВЫБЫВАЕТ ИЗ СПИСКА ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ. Соответственно, при этом он утрачивает право и возможность влиять на ребенка, перестает быть авторитетом. А у детей и подростков, тяготеющих к криминальной среде, потребность в авторитете гораздо выше, чем у детей обычных. И тут совершенно естественно актуализируются криминальные авторитеты - ведь мафия является уродливой заменой модели традиционного общества с его патернализмом, семейными связями. "Семьи", "кланы", "крестные отцы" и "братва" это очень неслучайно принятая табель о рангах криминального мира.

Еще раз следует отметить, что по трем указанным путям пойдет не просто горстка людей, а большие социальные группы, что и вызывает сегодня наибольшие опасения. Все прогнозируемое в этой статье не будет способствовать оздоровлению общества ведь уже сейчас профессионалы отмечают рост депрессий и агрессивности в детской среде (до 40 %). Психический же дискомфорт ведет к ухудшению здоровья, так что понятное дело - политический консилиум решил провести серьезную операцию без ведома больного. Наш больной не только не выздоровел, но и не помер - ничьих надежд не оправдал. И если его лечить, это долго и накладно.

Общество не может вечно находиться в состоянии депрессии, потому часть молодежи будет искать выход из создавшегося положения - выход, отвечающий представлениям ее о нравственной полноценности. Бедные дети на рубеже третьего тысячелетия перечитают классику совсем не так, как их родители. Вот тогда и будут обретены те нравственные опоры, которые вовремя не дала жизнь.

В заключение мне хотелось бы упомянуть один эпизод при праздновании Пасхи в этом году в Киеве. Меня пригласили на представление, которые давали приехавшие в столицу провицниальные школьники. Все было очень хорошо, но что-то мешало испытывать заранее запрограммированное умиление. И я поняла, что именно. При подходе к маленькому зальчику, где проходил концерт, подъезд был забаррикадирован иномарками. В зале же софиты высветили другую реальность -худые и бледные лица детей, ноги, напоминающие макароны. Педагоги предали детей, по сути не желая этого - они признали естественной жизнь, в которой существуют и соседствуют две такие реальности. Признали, что "каждому - свое", и в этой ситуации учили детей смирению.

Выходит, что лучшего пасхального подарка власть получить не могла.

По материалам статистических независимых бюро ОЛЬГА БЕЛЯК .

д.т. 242-8229 р.т. 225-3110

1999(?)