О статусе народа
Когда пропасть лучше, чем перетерпеть
После античного периода ни в одном государстве христианского мира не было свободно развивающейся политической мысли. Становление общественно-политической проблематики повсеместно осуществлялось в атмосфере напряженной борьбы с клерикальными кругами. Еще под воздействием победоносной Английской революции метод "социальной геометрии" приобрел широкую известность в политических кругах многих стран.
В нашей стране все было несколько по-иному. Во-первых, понимание необходимости подобной проблематики пришло значительно позже, во-вторых, любой человек, получивший образование в нашей стране, по зрелом размышлении может сказать, что бульшая часть отечественной литературы группировалась под определениями "власть" и "политика". Власть и человек, власть и страна - лишь вариации главной темы, на которую откликается все то, что заучено с детства: цитаты наподобие "вынесет все, и широкую , ясную грудью дорогу проложит себе" , либо "чудище обло, озорно, огромно..." - словом, все те необыкновенно заезженные сегодня слова и выражения, занявшие свои призовые места в рейтинге канцелярита.
В нашей истории подлинными противоборствующими силами являются стихии, каждая из которых несет в себе огромный заряд разрушительной силы и неисчерпаемые хаотические потенции.
Именно они и реализуются в бытовых ситуациях, когда человеку в нашем обществе приходится ежеминутно сталкиваться с властными структурами, взаимодействовать с ними. Соотношение и характер взаимодействия "космических сил" - порядка и хаоса - в нашем обществе, мягко говоря, далеки от оптимальных. Мы живем в ярко выраженном дискомфортном мире. Надо отметить, что в нашем обществе дискомфортность начинается от соприкосновения с властью на самом низшем уровне: милиционер смотрит на вас, как на диковинного зверя, если вы пытаетсь доказать свою правоту; паспортистка не ответит на заданный вами вопрос как минимум, трижды, чтобы довести вас до белого каления, и не потому, что ей это доставит удовольствие, а потому, что вы пришли в ней, а не она к вам. Список этот можно продолжать до бесконечности, но следует понимать при этом, что во всех этих досадных мелочах представлено нечто великое. Ведь цепь случайностей рождает закономерность.
В эпоху "развитого социализма" мы всем миром , дружно боролись с хамством работников торговли, наивно полагая, что все происходящее - лишь последствия дурного воспитания. Однако все являлось в тот момент закономерностью, все это было вызвано законами социалистического общества, превратившего торговлю в распределение, а нас с вами - в рабов данного распределения. Пусть в меня бросит камень тот, кого никогда не задевала всесокрушающая сила отечественного хамства.
Изменения в общественной жизни научили улыбаться официанток, стюардесс , продавщиц супермаркетов. Однако телеграфистки, работники почты, социальные служащие и врачи на государственной работе по-прежнему "страшно далеки от народа".
Вся эта неприятная констатация фактов говорит о том, чтот внутренний космос нашей страны негармоничен. Из всех деформаций наиболее разрушительна и вредоносна гипертрофия власти на всех уровнях, приводящая к резкому дискомфорту социального бытия * .
"Страдающий народ" страдал не только от материальных лишений, но и от дурного обращения с ним власть предержащих.
История нашей страны вплоть до сегодняшнего дня отмечена некой гипертрофией охранительной функции у всех властных структур, старательно оберегающих себя, то есть власть, любой ценой.
Большевики, любившие власть, ну очень не любили, когда кто-то на подвластной им территории даже задумывался о сущности этого явления, потому в исторической литературе советского периода речь могла идти только о диктатуре пролетариата. О государственной власти предпочитали не говорить совсем.
Подлинная демократия может начаться там и тогда, где и когда все властные структуры проникнутся убеждением, что они живут за счет народа. Не надо смотреть на государство как на гибрид кормилицы с надзирателем, а на народ - как на малое неразумное дитя. В том случае, когда хозяйство страны заживет независимой от властей жизнью, это время может наступить. Но следует помнить, что при пассивном ожидании эта пора может вовсе не настать. Это как раз тот случай, когда пропасть лучше, чем перетерпеть.
 
* курсив мой ( О. Беляк ) Автор - ОЛЬГА БЕЛЯК
©