Теория и практика изготовления открыток

Как сделать открытку, чтобы она понравилась и вам, и вашим друзьям

Ольга Беляк (специально для журнала “Поколение”)

С детства я люблю открытки. Когда я была совсем маленькой, бабушка подарила мне старинные “валентинки”, и я никак не могла понять, почему этот праздник незаслуженно забыт. Теперь я выросла и сама делаю открытки, но память до сих пор хранит небывалый восторг от того, что в руках у меня - маленькие черно-белые открытки.

Каждый праздник представляет собой отдельную тему для беседы. Скажем, если дата празднования Пасхи во всем мире различается в зависимости от верований и конфессий, то существуют праздники, присущие только отдельной стране или даже отдельному городу. Например, в Украине мало кто осведомлен о Дне Франциска Ассизского, покровителя Испании, а этот праздник в городах Испании празднуется в государственном масштабе. Или же Восьмое марта – специфический праздник, присущий только странам СНГ, да и то по старой памяти. Во всем остальном мире наступление весны празднуется 1 Марта – “мартишоры”, “мартовницы”, “мартиницы” – ниточки красного и белого цвета, символизирующие наступление весны, дарят друг другу в Болгарии, Румынии, Греции дети и взрослые. И открытки ко Дню Весны – так называется этот праздник – яркие, но в одной цветовой гамме: красно-белые.И если вы хотите поздравить ваших друзей, живущих в этих странах, посылайте поздравление заблаговременно – задолго до наступления нашего 8 Марта.

Но, конечно же, самым приятным праздником в году для каждого человека является день рождения. Конечно, с возрастом вера в волшебство несколько уменьшается, но прикольная открытка, сделанная разумно, со вкусом и чувством юмора, поднимет настроение и подарит радость, а это –главное, к чему стремится каждый дизайнер. Мы всегда несем людям радость, вне зависимости от того, какой девиз у фирмы: “Создай себе настроение” или “Наш мир ОТКРЫТ КАждому”. Поэтому наибольшим успехом у покупателя всегда будут пользоваться не открытки к определенному празднику, а открытки, отвечающие определенным требованиям с точки зрения эстетической – хороший замысел и грамотное художественное решение, а также соответствие рисунка и подписи. Скажем так: открытка, выдержанная в серьезном, выспреннем поздравительном тоне, должна быть снабжена, кроме хорошей нейтральной картинки (букет, корзина цветов, лучше фото), хорошим литературным наполнением, будь оно стихотворным или прозаическим.

Некоторые образчики так называемой “пожелательной” открыточной поэзии иногда просто не выдерживают критики, поскольку у их авторов есть большое желание творить, но часто отсутствуют даже начальные навыки стихосложение. Да это и неудивительно – открыточный бизнес в Украине еще достаточно молод, но крупнейшим лидером продаж на сегодняшний день является “Холмарк” (ЗАО “Открытое письмо”, г. Москва). И потому гонка за лидером, во всяком случае, в Киеве, приобретает причудливые формы. Некоторые открыточные фирмы, ничтоже сумняшеся, просто автоматически передирают ассортимент, имеющийся в “Холмарке”, на свой лад, стремясь таким образом догнать эту фирму хотя бы в плане ассортимента, если уж не по объемам продаж. Но дело в том, что стратегия изготовления и печати открыток коварна и изменчива, как весенние погодные условия, и то, что могло быть принято к сведению в прошлом году, в нынешнем году уже может не пользоваться спросом. Таким образом, все усилия киевских открыточных фирм могут быть потрачены впустую без всякой связи с изменением рыночной стратегии.

Если в прошлом году главным и бесспорным лидером продаж оставался “Холмарк”, то за текущий первый квартал 2003 года кое-что изменилось. “Наступает на пятки” лидеру украинская фирма “Астралайт”, по многим параметрам, в том числе и по ассортименту предлагаемого товара, и по художественному выполнению и раскрытию замысла. Качество выполнения открыток остается на высоте – и по бумаге, и по рисунку, и по содержанию стихотворных пожеланий открытки от “Астралайт” являются вполне достойными соперниками Холмарка” в области продаж.

Фирма “БМТ” также может находиться в зоне повышенного внимания оптовиков. Их тисненые золотом нетрадиционного формата огромные открытки с хорошими фотомакетами цветов обычно не содержат пожеланий в стихотворной форме, но сам их вид – огромные, цветные, праздничные открытки – наполняет человека ощущением праздника и очень радует.

Естественно, в рамках одной статьи очень тяжело уложить все мои впечатления о киевском рынке открыток. Напоследок мне бы хотелось напомнить директорам открыточных фирм следующее: ребята, помните – наша работа всегда должна оставаться праздником. Подходите к вашей продукции непременно с хорошим настроением. И помните, что, сэкономив на ставке корректора, вы теряете доверие и уважение ваших потенциальных покупателей.

С пожеланием коммерческих успехов,

ОЛЬГА БЕЛЯК